18 апреля
Ирина Суханина специально для клуба читала текст «Правила "игривого" музея"» (www.culturehive.co.uk/wp-content/up...), созданный на основе практики Музея Манчестера и декларирующий необходимость и эффективность игры для познания и развития ребёнка. На 30 страницах своих «правил» коллеги также говорят о том, каких правил стоит придерживаться музею, чтобы игра вошла в его жизнь и стала важной формой взаимодействия ребёнка с пространством и содержанием музея.
Анастасия Воронцова выбрала для клуба рекомендации по коммуникации в работе с невербальными детьми (sendinmuseums.org/how-to-work-with-...) от сообщества Special Educational Needs and Disabilities (Специальные образовательные потребности и ограничения, SEND), разработанные для музеев, а также статью «Образование в музее с помощью перформативных телесных практик и игры» (www.academia.edu/28722549/From_view...) – о том, как вовлечение посетителей в диалог на телесном уровне помогает превратить их из пассивных наблюдателей в активных участников процесса.
Ирина Кельнер читала об игровых, прикладных и телесных практиках в докторской диссертации «Свобода исследовать музей» (www.academia.edu/5729069/Free_to_Ex...) Нэнси Оуэнс Реннер (Калифорнийский университет в Сан-Диего). На протяжении нескольких лет автор исследовала, как дети 8-12 лет вовлекаются в изучение объектов в процессе взаимодействия с объектами в естественно-научном музее, и анализировала как высказывания, так и жесты, позы, направления взглядов, прикосновения, перемещения в пространстве и множество других практик познания, применяемых детьми в музее.
23 апреля
Елена Кондрашина расскажет о тексте «Картографирование музейного пространства: вербальная и невербальная интерпретация в публичном художественном музее» (www.academia.edu/357345/Mapping_the...). В этом эссе авторы обращаются к концепции ментальных пространств и смешения и предлагают ее наглядное применение в художественном музее. Объектами исследования стали аудиопрезентации, посвященные картинам, скульптурам и декоративным артефактам, выставленным в Художественном музее Кливленда.
Юлия Каттин перевела статью «Музей во плоти: как музеи воспринимают тело посетителя?» (metis-lab.com/2019/09/25/le-musee-i...). Музеи всё лучше понимают роль и место посетителей, и это приводит к изменениям в структурах этих учреждений и в том, что они предлагают. Как устраивать экспозиции с учетом разнообразия телесного опыта посетителей, с учетом многообразия и могозначности разных каналов восприятия?
Юлия Нежид подготовила обзор материала «Как музеи работают на посетителя без слов» (academic.oup.com/jaac/article/61/1/...)(How Museums Do Things Without Words). Эта работа была написана в рамках симпозиума, на котором рассматривались способы, с помощью которых художественные музеи взаимодействуют с посетителями. Текст фокусируется на том, как использование произведений искусства в музейных экспозициях влияет на восприятие и понимание искусства, а также как это влияет на общественные и исторические функции музеев. Также в частности, рассматриваются иллокутивные (выражающие намерение) и перлокутивные (воздействующие на адресата) акты невербальных сообщений, которые могут использоваться кураторами для создания определенных эффектов в сознании посетителей.
Дэвид Финн (1985: 10) открывает свою книгу "Как посетить музей" следующим советом:
«Нет правильного или неправильного способа посетить музей. Самое важное правило, которое вы должны иметь в виду, входя в парадную дверь, следовать своим собственным инстинктам. Будьте готовы найти то, что вас волнует, насладиться тем, что восхищает ваше сердце и разум, возможно, получить эстетический опыт, который вы никогда не забудете.
Вас ждет праздник, и вы должны использовать его по максимуму».
За две встречи мы не успеем отразить все аспекты невербальной коммуникации, но постараемся заглянуть в то богатство возможностей, которым располагает музей, если обращает внимание на все регистры человеческого восприятия и мышления, происходящие помимо речи и параллельно с ней.
Если вы зарегистрировались на событие, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.